В нашу редакцию за последнее время поступило много жалоб саратовцев на бездействие Управляющих компаний (далее УК) и ТСЖ. В своих обращениях жители нашего города просят разобраться с неимоверно высокими тарифами на ЖКУ и неподобающим качеством оказания услуг.
Эта проблема волнует большинство жителей Саратова, однако только единицы из них знают, где и как выявить нарушения и существенно снизить ежемесячную сумму по оплате ЖКУ.
Самые настойчивые умудряются отсудить у коммунальщиков огромные суммы денег за не оказанные должным образом услуги.
В этой статье мы попытаемся максимально охватить все проблемы, возникающие у большинства жителей города с поставщиками коммунальных услуг, и постараемся рассмотреть все возможные пути их решения.
Разберем на примерах, где и как завышают тарифы коммунальщики:
- Очень часто они «зашивают» в платежи суммы, происхождение которых не могут объяснить ни они сами, ни ответственные за отрасль чиновники. Попробуем разобраться в некоторых лукавых строках наших квитанций:
Коммунальщики обязали установить повсеместно сначала квартирные, потом и общедомовые счётчики. И тут же предприимчивые жилищные компании придумали себе доход: обслуживать эти самые приборы учёта. Точнее, собирать за это деньги. И только через год-другой, когда пришло время проверять или менять счётчики, за что попросили отдельную плату, у потребителей возник законный вопрос: если мы заплатили за «обслуживание», где оно?
Жильцы одного из домов Саратова обратились в суд с жалобой на такую «самодеятельность». И добились правды. В 2013 г. с помощью суда отменили тариф, но с января текущего года опять стали собирать дополнительные средства, спрятав их в строке «обслуживание общедомовых сетей».
А вот и наглядный пример того, как получать миллионы из воздуха… Жители описанного выше дома снова обратились в суд и выиграли дело. В результате, согласно решению суда, жильцы не только освободились от обязанности оплачивать этот пункт квитанции, но и вернули деньги, которые уже внесли. Также суд взыскал с управляющей компании, предоставляющей услуги ЖКУ, не только деньги, взятые компанией незаконно, но и компенсации, штрафы и неустойки.
- Еще чаще горожане сталкиваются с тем, что коммунальщики должным образом не оказывают тех услуг, за которые платят жильцы. Здесь много проблемных моментов. Чаще всего деньги собирают за уборку прилегающей к дому территории, формально проводят ремонт подъездов, канализаций, общедомовых электросетей. Что в этом случае подразумевает термин «формально»? Это значит, что реально при осуществлении ремонта стоимость работ завышается в несколько раз. Например, по документам заменили старую трубу на новую, и причем, не самую дешевую, а по факту поставили не новую, которую купили в два, а то и три раза дешевле заявленной стоимости.
Возможен такой вариант развития событий: коммунальщики отремонтировали подъезд – по документам ремонт проводили с использованием дорогих импортных стройматериалов, и к работе были привлечены высококвалифицированные строители, приглашенные чуть ли не из Германии (не смейтесь, и такое бывает), но через год весь ремонт «развалился». Вы сами, наверное, догадаетесь, почему? Потому что ремонтные работы проводили, конечно, «иностранцы», но не из Германии, а из Таджикистана, а стройматериалы использовали самые дешевые, да и те разбавлялись, чем только можно: чтобы одной банкой краски четыре подъезда покрасить.
И тут возникает логичный вопрос — как же заставить коммунальщиков работать и снизить затраты граждан на услуги ЖКХ?
Здесь тоже есть несколько вариантов: можно написать жалобу в районную администрацию, в жилищную инспекцию, даже в прокуратуру. Но загвоздка в том, что чаще всего все ваши жалобы в итоге попадают обратно к коммунальщикам, которые напишут вам красивый ответ, например, «Проведена проверка, нарушений никаких не выявлено». После полугодовой переписки с контролирующими органами вас загоняют в тупик и вам начинает казаться, что бороться с ними бестолку, что везде царит коррупция, и сделать ничего нельзя… На самом деле дела обстоят несколько иначе. Не надо сбрасывать со счетов наш доблестный и беспристрастный суд, в который по каким-то причинам люди не верят, в чем сильно ошибаются. Все-таки, это высший орган власти, и если году в 1996-м в него было бесполезно обращаться, то сейчас дела обстоят по-другому….
Суды завалены исками по всевозможным вопросам, и происходит это потому, что за последние 5-6 лет судебная система зарекомендовала себя как единственная инстанция, где можно добиться справедливости. В отличие от лихих 90-ых, когда в судебной системе царил полный беспредел, сейчас решения судов стали исполняться, судьи более объективно рассматривают дела. А что касается тяжб с коммунальщиками, то зачастую, если интересы истца представляет юрист или адвокат, имеющий опыт в таких делах, то судья всегда будет на вашей стороне. Между прочим, судья живет в том же городе, и также платит за услуги ЖКХ. Никаких субсидий и приоритетов по оплате ЖКХ для судей законом не предусмотрено. Поверьте, судье ваша проблема будет очень знакома.
Ну а напоследок мы задали вопрос юристу Дятченко Анастасии Константиновне – какие еще есть способы решения проблем с коммунальщиками, кроме судебных.
Дятченко А.К.: «Помимо судебного урегулирования проблемных моментов с Управляющими компаниями, можно вообще отказаться от их услуг, закон не обязывает нас пользоваться ими, но для этого жильцы должны сами организовать свое ТСЖ. На практике бывает так, что многие хотят выйти из-под управления УК, но здесь все зависит от коллектива дома, от настойчивости самих жильцов. Многие просто бояться, хотя на самом деле ничего страшного нет, особенно если для перевода в ТСЖ вы обратились за помощью к грамотному юристу, имеющему опыт в этих делах. Здесь очень важно соблюсти порядок установленный законом и правильно составить все документы, провести собрания в соответствии со всеми нормами и правилами, чтобы потом не к чему было придраться.
В качестве примера могу привести одно дело, которым я занималась в 2014 году – в Центр защиты права обратилась жительница одного из домов в Заводском районе и рассказала о бездействии Управляющей компании. Мы предложили ей не судиться с коммунальщиками, а попробовать выйти из-под управления и самой стать председателем ТСЖ. Юристы нашей компании помогли составить все документы, провести все собрания в установленном порядке, создать ТСЖ, открыть расчетный счет в банке и найти бухгалтера. На сегодняшний день она является нашим клиентом, сама стала председателем ТСЖ, часто обращается к нам за помощью в составлении документов. С сентября 2014 года успела отремонтировать два подъезда и заменить часть канализации, находившейся в плачевном состоянии. Все это она сделала на деньги жильцов, плюс сама получает в месяц примерно 30 тысяч рублей как председатель ТСЖ, и жильцы ничего не имеют против, т.к. платежи за квартиру уменьшились, а результат от ее работы не заставил себя долго ждать».
Подводя итоги вышесказанному, стоит еще раз отметить, что есть способы решения проблем с коммунальщиками, просто большинству людей проще жаловаться, чем взять и что-то сделать самому.